ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Химический  факультет

Кафедра  органической химии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по учебной работе

 

________________В.П. Гарькин

 

«____»_______________ 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИНФОРМАТИКА В ХИМИИ

 

(блок «Общие математические и естественно-научные дисциплины»;

раздел «Региональный компонент»; основная образовательная программа специальности

020101 Химия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

2006


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 020101 Химия, утвержденного 10.03.2000 г. (номер государственной регистрации 127 ЕН/СП).

 

 

Составитель рабочей программы: к.х.н., ассистент Потапова И.А.

Рецензент: к.х.н., доцент Вишняков В.В.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры органической химии

(протокол №    1   от «  31  »  августа    2006 г.)

 

Заведующий кафедрой

²_01_² ___09________ 2006 г.  _______________   П.П. Пурыгин

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Декан

факультета

²__29² ____09_______ 2006 г.  _______________   С.В. Курбатова

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Начальник

методического отдела

²_29_² ___09________ 2006 г.      _______________ Н.В. Соловова

 

ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета

 

²_28_² ___09________ 2006 г.  _______________   И.В. Лобачева

 


1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины                               

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины - познакомить студентов с возможностями использования Internet, компьютерных баз данных, средств для создания компьютерных презентаций для решения химических задач и привить им навыки работы с указанными ресурсами.

Задачи дисциплины: выработка у студентов навыков работы с основными ресурсами Internet (электронная почта, группы новостей, FTP, Telnet, www-ресурсы), со средствами разработки web-сайтов, с основными химическими графическими редакторами и программами для создания компьютерных презентаций, написания курсовых и дипломных работ и статей..

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

-         Иметь представление: об основных составляющих Internet, их назначении, об основных компьютерных базах данных химического профиля, химических графических редакторах и о программах для создания компьютерных презентаций.

-         Знать: основные химические ресурсы Internet.

-         Уметь: практически использовать ресурсы Internet, искать информацию в Internet, создать простейший web-сайт, изобразить молекулу любой сложности в графическом редакторе и создать компьютерную презентацию.

 

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Неорганическая химия, Аналитическая химия - в части поиска химической информации.

 

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Физическая химия, Органическая химия - в части поиска химической информации и строения молекул.

 

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Дневная форма обучения (5 семестр – зачет)

 

Вид учебных занятий

Количество часов

Всего часов аудиторных занятий

48

Лекции

16

Лабораторные работы

32

Всего часов самостоятельной работы

26

Подготовка к лабораторным работам

26

Всего часов по дисциплине

74

 


2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Название раздела дисциплины

Количество часов

Лекции

Лаб. занятия

 

 

 

 

1

История развития глобальной компьютерной сети Интернет. Географическая и сетевая структура Интернет. Составляющие Интернет.

2

-

2

Электронная почта. Работа с группами новостей. Система Telnet, работа с базами данных и библиотечными каталогами. Службы FTP и Gopher. Передача и прием файлов с использованием ftp-клиентов.

4

10

3

Система WWW (World-Wide Web).

2

6

4

Основные группы новостей по химии. Система химических баз данных STN International и ее составляющие. Российские шлюзы к химическим ресурсам в Интернет. Важнейшие указатели на химические ресурсы в WWW.

2

6

5

Основы web-дизайна

2

6

6

ISIS Draw, их возможности и ограничения.

Создание компьютерных презентаций

4

4

2.3. Лекционный курс

 

ВВЕДЕНИЕ. Роль информатизации в современной химии. Основные тенденции развития безбумажных информационных химических ресурсов.

 

ТЕМА 1. ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ.  История развития глобальной компьютерной сети Интернет. Географическая и сетевая структура Интернет. Составляющие Интернет: сетевое оборудование, протоколы сети, прикладные программы. Понятие IP и DNS-адреса. Вопросы подключения к Интернет: установка программ-клиентов, сетевых служб, протоколов, драйверов сетевых плат, их конфигурирование.

Электронная почта. Подключение к электронной почте через почтового клиента – программу Outlook Express и Mozilla. Понятие кодировки символов и основные варианты кодировки кириллических текстов (KOI-8, Windows 1251, ISO, DOS).

Группы новостей (телеконференции). Работа с группами новостей в программе Microsoft Outlook Express. Chat и принципы работы в нем. Списки рассылки (mailing lists).

Система Telnet, работа с базами данных и библиотечными каталогами.

Службы FTP и Gopher. Передача и прием файлов с использованием ftp-клиентов.

Система WWW (World-Wide Web). Понятие гипертекста, принципы работы с www-клиентами. Настойка www-клиента на примере Microsoft Internet Explorer. Основные поисковые www-серверы в России и за рубежом.

 

ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТ. Основные группы новостей по химии. Примеры химических списков рассылки. Сайты российских и зарубежных научных журналов по химии. Система химических баз данных STN International и ее составляющие. Российские шлюзы к химическим ресурсам в Интернет. Важнейшие указатели на химические ресурсы в WWW.

 

ТЕМА 3. ОСНОВЫ WEB-ДИЗАЙНА. Основные элементы web-страниц: гиперссылки, форматирование текста, баннеры, фреймы, СSS-таблицы стилей и Java-скрипты. Программы Nvu и Macromedia Dreamweaver, создание простейших web-страниц.

ТЕМА 4. ХИМИЧЕСКИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ. Важнейшие 2D и 3D графические редакторы в химии. Программы ChemOffice, HyperChem, ISIS Draw, их возможности и ограничения.

 

ТЕМА 5. СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ. Понятие компьютерной презентации, основные принципы разработки компьютерной презентации. Создание компьютерных презентаций в Open Office Impress.

 

2.4. Практические (семинарские) занятия

Практические занятия не предусмотрены

 

2.5. Лабораторный компьютерный практикум

 

п/п

Номер

раздела

Названия лабораторных работ

1

1

Подключение к Интернет.

2

1

Работа с почтовой программой-клиентом.

3

1,2

Работа с группами новостей. Основные группы новостей по химии.

4

1,2

Служба FTP, система Telnet, работа с базами данных и библиотечными каталогами

5

1,2

Система WWW. Основные химические ресурсы в WWW.

6

3

Программа Nvu, создание простейших web-страниц.

7

2

Работа в графическом редакторе ISIS Draw

8

2

Работа с программой презентаций  Open Office Impress.

 

3.Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.1. Контрольные задания

 

Тематика  контрольных работ

Сроки проведения

Разделы и темы дисциплины

1. Подключение к серверам электронной почты и групп новостей и работа с ними

3-4 учебная неделя

Тема 1

2. Подключение к FTP и Telnet серверам и работа с ними

6-7 учебная неделя

Тема 1

3. Поисковые средства Internet

8-9 учебная неделя

Тема 2

4.Проведение коллоквиума

10 учебная

неделя

Тема 1,2

5. Разработка простейшего web-сайта

11-14 учебная неделя

Тема 3

6. Работа в графическом редакторе ISIS Draw

15-16 учебная неделя

Тема 4

7. Работа с программой Open Office Impress

17 учебная неделя

Тема 5

 

3.2. Комплекты тестовых заданий

Комплекты тестовых заданий в разработке

 

3.3. Самостоятельная работа

 


3.3.1. Поддержка самостоятельной работы (сборники тестов, задач, упражнений и др.)

 

  1. Информатика в химии. Базовый курс. 2-е издание. Под редакцией Симоновича С.В. СПб.: 2006. – 640 с. ил.
  2. Камышникова А.А., Луканов А.С., Сиников В.М. Введение в Интернет. Издательство “Самарский университет”, 2000.
  3. Соловьев М.Е., Соловьев М.М. Компьютерная химия. М.: СОЛОН-Пресс, 2005.-536с.
  4. Гультяев А.К., Машин В.А. Уроки Web-мастера. Технология и инструменты: Практическое пособие.- СПб.: КОРОНА принт, 2001г.-448с.  
  5. Информатика. 3-у изд./А.Н. Степанов, - Спб.: Питер, 2002.-698с.
  6. Камышников В.В. Основы сетевой архитектуры Internet: Учебное пособие.- Самара:  Изд- во «Самарский госуниверситет». 2001.-107с.
  7. Белунцев В. Новейший самоучитель по разработке Web-страниц.-Москва: Издательство «Десс Ком», 2000.-448с.
  8. Монкур, Майкл. Освой самостоятельно Java Script за 24 часа, 2-е издание. : Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.-320с.
  9. Рассохин Д.,  Лебедев А. World Wide Web - Всемирная Информационная Паутина в сети Internet (практическое руководство). Online version http://www.chem.msu.su:8081/rus/wwwbook/

 

3.3.2. Тематика рефератов

Рефераты по курсу не предусмотрены.

 

3.4. Курсовая работа, её характеристика; примерная тематика

Курсовые работы не предусмотрены.

 

Итоговый контроль проводится в виде зачета на основании выполненных лабораторных работ и контрольных заданий.

 

4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ программы-клиенты электронной почты, групп новостей, Internet;

·        программы Nvu и ISIS Draw;

·        доступ в Internet из компьютерных классов;

·        технические средства для демонстрации компьютерных презентаций и программа

·        Open Office Impress

 

5. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

Не используются.

 

6. Материальное обеспечение дисциплины

Компьютерные классы, оснащенные ПЭВМ.

 

7. Литература

 

7.1. Основная  (одновременно изучают дисциплину 20 человек).

 

  1. Информатика в химии. Базовый курс. 2-е издание. Под редакцией Симоновича С.В. СПб.: 2006. – 640 с. ил.
  2. Камышникова А.А., Луканов А.С., Сиников В.М. Введение в Интернет. Издательство “Самарский университет”, 2000.
  3. Соловьев М.Е., Соловьев М.М. Компьютерная химия. М.: СОЛОН-Пресс, 2005.-536с.
  4. Гультяев А.К., Машин В.А. Уроки Web-мастера. Технология и инструменты: Практическое пособие.- СПб.: КОРОНА принт, 2001г.-448с.
  5. Информатика. 3-у изд./А.Н. Степанов, - Спб.: Питер, 2002.-698с.
  6. Камышников В.В. Основы сетевой архитектуры Internet: Учебное пособие.-   Самара:  Изд- во «Самарский госуниверситет». 2001.-107с.
  7. Белунцев В. Новейший самоучитель по разработке Web-страниц.-Москва: Издательство «Десс Ком», 2000.-448с.
  8. Монкур, Майкл. Освой самостоятельно Java Script за 24 часа, 2-е издание. : Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.-320с.
  9. Рассохин Д.,  Лебедев А. World Wide Web - Всемирная Информационная Паутина в сети Internet (практическое руководство). Online version http://www.chem.msu.su:8081/rus/wwwbook/

 

7.2. Дополнительная

 

1.      Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet. М.: Малип, 1996.

2.      Стинсон К. Эффективная работа в Windows 95. СПб: Питер, 1996.

3.      Джамса К., Коуп К. Иллюстрированный каталог WWW. СПб: Питер, 1996.

4.      ЭВМ помогает химии: Перевод с анг./ Под ред. Г. Вернена., М. Шапона.- Л.: Химия, 1990-пер. Изд.: Великобритания, 1986.-384с.

5.      Дадлей К., Конс Дж., Урбан П. Microsoft Office 97:Краткий курс – Спб: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.-384с.

6.      Могилев А.В и др. Информатика; Учебное пособие для студентов пед. вузов /А.В. Могилев, Н.И. Пак., Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М., 1999.- 816с.

 

7.3. Учебно-методические материалы по дисциплине

Находятся в разработке