ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Химический факультет
Кафедра органической химии
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
Проректор по учебной работе |
|
________________В.П. Гарькин |
|
«____»_______________ 2006 г. |
Основы токсикологии
(блок «Специальные дисциплины и дисциплины специализации»;
раздел «Вузовский компонент»; основная образовательная программа специальности 020101 Химия)
Самара
2006
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 020101 Химия, утвержденного 10.03.2000 г. (номер государственной регистрации 127 ЕН/СП).
Составители рабочей программы: зав.кафедрой, д.х.н., профессор П.П. Пурыгин,
к.х.н., доцент З.П. Белоусова
Рецензент: к.х.н., доцент В.В. Вишняков
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры органической химии
(протокол № 1 от « 31 » августа 2006 г.)
Заведующий кафедрой
²_01_² ___09________ 2006 г. _______________ П.П. Пурыгин
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
²__29² ____09_______ 2006 г. _______________ С.В. Курбатова
СОГЛАСОВАНО
Начальник
методического отдела
²_29_² ___09________ 2006 г. _______________ Н.В. Соловова
ОДОБРЕНО
Председатель
методической
комиссии факультета
²_28_² ___09________ 2006 г. _______________ И.В. Лобачева
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины:
· изучение основных понятий химической токсикологии;
· формирование у студентов знаний и умений, позволяющих устанавливать структуру и планировать синтезы различных классов соединений с заданными биологическими свойствами, прогнозировать их возможную биологическую (в том числе токсикологическую) активность.
Задачи дисциплины:
· рассмотреть основные механизмы действия токсичных веществ.
· научить пользоваться современными компьютерными программами, позволяющими оценить возможный токсический эффект соединения с точки зрения его структуры.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Иметь представление:
о классификациях токсичных веществ и методах их обезвреживания,
о биохимических превращениях токсичных веществ при участии живых организмов.
Знать:
1. основы токсического действия наиболее распространенных токсикантов и основные пути их превращений in vivo и in vitro.
2. принципы количественной оценки разнородных опасностей и сравнения их в единой шкале.
Уметь:
1. определять ядовитые и сильнодействующие вещества в живых организмах и природных объектах.
2. принять решение по обеспечению безопасного и устойчивого взаимодействия человека с природной средой.
3. пользоваться современными физическими методами исследования, иметь опыт в использовании экспериментальных методов исследования.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Для усвоения курса «Основы химической токсикологии» необходимо знать основы неорганической и органической химии, теорию строения органических соединений, основы стереохимии, химию природных соединений, основные классы органических соединений и их химические свойства.
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Понятия и методы, используемые в курсе будут применены в курсах: «Химия нуклеиновых кислот», «Основы биохимии», «Биология с основами экологии», «Теоретические основы органической химии», а также при выполнении курсовых и дипломных работ.
2. Содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Дневная форма обучения (7 семестр – зачет)
Вид учебных занятий |
Количество часов |
7 семестр |
|
Всего часов аудиторных занятий |
20 |
Лекции |
20 |
Практические занятия (семинары) |
– |
Лабораторные занятия |
– |
Всего часов самостоятельной работы |
10 |
Подготовка к лекционным занятиям |
5 |
Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet |
5 |
Всего часов по дисциплине |
30 |
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Название раздела дисциплины |
Количество часов |
||
лекции |
практические занятия |
Лабораторные занятия |
||
1 |
Введение. Химическая токсикология и ее задачи |
2 |
- |
- |
2 |
Корреляция «структура-токсикологический эффект» |
2 |
- |
- |
3 |
Физико-химические методы определения ядовитых и сильнодействующих веществ |
2 |
- |
- |
4 |
Обнаружение, определение и токсикологическое значение веществ, перегоняемых с водяным паром |
2 |
- |
- |
5 |
Группа ядовитых и сильнодействующих веществ изолируемых из анализируемых объектов подкисленным спиртом и подкисленной водой |
2 |
- |
- |
6 |
Классификация ядовитых и сильнодействующих веществ по характеру их действия на млекопитающих |
2 |
- |
- |
7 |
Методы определения токсичных веществ в различных средах |
2 |
- |
- |
8 |
Основные понятия токсикологии. Избирательная токсичность |
2 |
- |
- |
9 |
Превращение веществ в водной среде и накопление их элементами экосистем. Превращение токсичных веществ при участии живых организмов |
2 |
- |
- |
10 |
Действие чужеродных веществ на живые организмы. Основные параметры токсического эффекта и условия, влияющие на его проявление |
2 |
- |
- |
|
Итого: |
20 |
- |
- |
2.3. Лекционный курс
РАЗДЕЛ 1 Введение. Химическая токсикология и ее задачи
Специфические особенности химико-токсикологического анализа. Общая характеристика методов, используемых в токсикологической химии. Основные понятия химической токсикологии. Объекты химико-токсикологического анализа. Типы классификаций токсичных веществ.
РАЗДЕЛ 2 Корреляция «структура-токсикологический эффект»
Прогнозирование токсического действия галогенопроизводных органических соединений в зависимости от их структуры. Корреляция «структура-токсичность» в ряду соединений, проявляющих кожно-нарывное действие. Три основных фактора определяющих возможность проявления избирательной токсичности биологически активным веществом.
РАЗДЕЛ 3 Физико-химические методы определения ядовитых и сильнодействующих веществ
Спектральные, электрохимические, хроматографические и биохимические методы анализа.
РАЗДЕЛ 4 Обнаружение, определение и токсикологическое значение веществ, перегоняемых с водяным паром
Синильная кислота и ее производные. Ядовитые галогенпроизводные. Альдегиды и кетоны. Спирты. Карбоновые кислоты.
РАЗДЕЛ 5 Группа ядовитых и сильнодействующих веществ изолируемых из анализируемых объектов подкисленным спиртом и подкисленной водой
Салициловая кислота. Барбитуровая кислота и ее производные. Фенацетин. Алкалоиды.
РАЗДЕЛ 6 Классификация ядовитых и сильнодействующих веществ по характеру их действия на млекопитающих
Классификация по химическим признакам и по токсикологическим свойствам, по характеру действия на млекопитающих. Лакримогенное действие галогензамещенных органических соединений (монохлорметиловый эфир хлоругольной кислоты, дихлорангидрид угольной кислоты, метиловый эфир монохлоругольной кислоты, дифосген, хлорпикрин). Кожно-нарывные отравляющие вещества: структура, биологическая активность и механизм действия (иприт, люизит).
РАЗДЕЛ 7 Методы определения токсичных веществ в различных средах
Обнаружение веществ, экстрагируемых дистилляцией с водяным паром: синильная кислота, галогенпроизводные на примере хлороформа и четыреххлористого углерода, альдегиды и кетоны на примере формальдегида и ацетона, спирты на примере метилового, этилового и амилового спиртов, уксусной кислоты, нитробензола, анилина, фенола и крезола.
Обнаружение веществ, экстрагируемых из биологического материала хлороформом из кислого раствора на примере салициловой кислоты, а также барбитуровой кислоты и ее производных.
Обнаружение веществ, экстрагируемых хлороформом из щелочного раствора на примере алкалоидов, производных пиримидина.
РАЗДЕЛ 8 Основные понятия токсикологии. Избирательная токсичность
Токсикант, порог токсического действия, биологическая устойчивость, порог устойчивости, чувствительность.
Основные и прикладные задачи водной токсикологии. Источники поступления токсичных веществ в водную среду; естественные и антропогенные. Загрязнение первичное и вторичное. Основные методы водной токсикологии: биотестирование и биоиндикация.
Лекарственные вещества, используемые в медицине; агонисты, антагонисты и вещества, применяемые для заместительной терапии. Пищевые продукты и токсичность. Пищевая аллергия. Использование токсичных веществ для борьбы с вредными видами живых организмов.
РАЗДЕЛ 9 Превращение веществ в водной среде и накопление их элементами экосистем. Превращение токсичных веществ при участии живых организмов
Основные процессы, происходящие в водной среде; физические, химические, биологические и геологические. Металлы и их формы в водной среде. Органические соединения и их превращения в водной среде.
Способы поступления веществ в организм. Уравнение скорости диффузии. Коэффициент накопления. Коэффициент дискриминации. Коэффициент накопления по пищевой цепи.
Метилирование на примере ртути и мышьяка. Две стадии превращения органических веществ: метаболическое и конъюгация. Летальный синтез. Примеры реакций превращения отдельных органический соединений в тканях живых организмов; окисление концевых алифатических групп, десульфирование и окисление серы, дегалогенирование, восстановление нитро- и азосоединений, присоединение гидроксильных групп.
РАЗДЕЛ 10 Действие чужеродных веществ на живые организмы. Основные параметры токсического эффекта и условия, влияющие на его проявление
Начальные процессы действия токсикантов; токсикант - рецептор как пример фермент-субстратного взаимодействия. Истинный порог действия вещества. Понятие о тиоловых ядах. Классификация ядов по общему характеру действия; специфические и неспецифические. Особенности действия специфических ядов; физическая токсичность (наркотический эффект). Классификация ядов по характеру действия на млекопитающих: яды локального действия, ферментные. Протоплазматические, гемолитические, нервно-паралитические, наркотические.
Влияние на метаболизм. Гемоглобин, миоглобин. Структура глобина и гема, их функции в живом организме. Оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, метгемоглобин. Тканевая гипоксия. Влияние токсичных веществ на ферменты. Структура активного центра фермента. Ингибиторы и активаторы ферментативных реакций. Механизмы ингибирования ферментативных реакций на примере действия различных токсикантов: действие на цитохромоксидазу, ацетилхолинэстеразу, моноэтаноламинооксидазу цианидов, органических соединений, сероуглерода, боевых отравляющих веществ, сульфаниламидных препаратов, пестицидов.
Токсичность и нарушение структуры клеточных мембран: нарушение осморегуляции и анемия.
Отдаленные эффекты действия токсичных веществ. Понятие о мутагенах и мутациях. Мутации соматические и генетические: нарушения функциональные и морфологические.
Доза, время действия. Парадоксальный эффект. Уравнение Габера, Лэнгмюра, Фрейндлиха, Мейера. Пороговая концентрация, пороговая время. Кривые “доза-эффект”, “время-эффект”. Летальные концентрации.
Строение вещества и токсичность. Этапы установления корреляции структуры вещества и его биологического действия. Липидная теория клеточной депрессии. Структура рецептора.
Особенности биологического действия органических веществ: теория наркоза Мейера и Овертона: влияние температуры, параметров среды на токсический эффект. Совместное действие токсических веществ: понятие синергизма, индекс токсичности (ИТС). Кумуляция и ее оценка: материальная и функциональная. Адаптация живых организмов к токсическим воздействиям: генотипическая и фенотипическая.
2.4. Практические (семинарские) занятия
Не предусмотрены
2.5. Лабораторный практикум
Не предусмотрены
3.Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы
Контрольные работы в разработке
3.2. Комплекты тестовых заданий
Имеются комплекты тестовых заданий
3.3. Самостоятельная работа
3.3.1. Поддержка самостоятельной работы (сборники тестов, задач, упражнений и др.)
1. Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. – М.: Просвещение, 1987, стр. 20 - 295.
2. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Химические основы жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. 84 с.
3. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Токсичность химических соединений: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–112 с.
4. Пурыгин П.П., Белоусова З.П. Основы химической токсикологии: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–52 с. (гриф УМО по химии)
5. Белоусова З.П. Пищевые токсиканты. Учебное пособие. Изд-во “Самарский университет”. Самара. 2005 (гриф УМО по химии) (150 экз).
6. Вишняков В.В., Зайцев В.В., Потапова И.А., Пурыгин П.П. Основы стереохимии. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005, 36с.
3.3.2. Тематика рефератов
1. Корреляция «структура-токсикологический эффект» и его основные параметры
2. Типы классификаций токсичных веществ по характеру действия на млекопитающих
3. Методы обезвреживания токсичных отходов химических производств и химического оружия
4. Методы расчета структуры веществ с фармакологическими свойствами
5. Современные тенденции в дизайне пролекарств
6. Различные лекарственные препараты, действующие на ДНК и РНК
7. Определение токсичных веществ перегоняемых с водяным паром
8. Биохимические методы определения ядовитых и сильнодействующих веществ
9. Применение индикаторных дескрипторов при моделировании взаимосвязи «структура-свойство»
3.4. Курсовая работа, её характеристика; примерная тематика
Курсовая работа по курсу не предусмотрена
Итоговый контроль в 7 семестре проводится в виде зачета. Студент получает зачет в 7 семестре по результатам написания реферата и посещаемости лекций.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ
1. Компьютерные обучающие мультимедиа-программы, созданные на базе инструментальной среды Hypermedia
2. Операционная система семейства Windows (Windows 98SE/ME/2000/XP)
3. Программы Discovery Studio ViewerPro и RasMol (для визуализации молекулярных структур), HyperChem (для визуализации, квантово-химических и молекулярно-механических расчетов молекулярных структур), ConQuest (для извлечения структурной информации из Кембриджской базы данных по органическим соединениям).
4. Работа с ресурсами Internet (база данных Entrez-PubMed, база данных по структурам белков, нуклеиновых кислот, углеводов и их комплексов).
5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)
Круглый стол проводится после завершения лекционного курса и написания рефератов.
6. Материальное обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины необходим компьютерный класс с ЭВМ IBM PC AT (операционная система - Windows 98/МЕ или Windows 2000).
Мультимедийный проектор
Кодоскоп
7. Литература
7.1. Основная (одновременно изучают дисциплину 25 человек)
1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов. – 3-е изд., переб. и доп. – М.: Высш. шк. 2000. (Министерство общего и профессионального образования РФ, 120 экз.).
2. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Токсичность химических соединений: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–112 с.
3. Пурыгин П.П., Белоусова З.П. Основы химической токсикологии: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–52 с. (гриф УМО по химии)
4. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. М., Мир, 2002.
7.2. Дополнительная
1. Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.: Мир, 1987.
2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под.ред. Т.В. Плетеневой. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 512 с.
7.3. Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Химические основы жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 84 с.
2. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Токсичность химических соединений: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–112 с.
3. Пурыгин П.П., Белоусова З.П. Основы химической токсикологии: Учебное пособие. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2004.–52 с. (гриф УМО по химии)
4. Вишняков В.В., Зайцев В.В., Потапова И.А., Пурыгин П.П. Основы стереохимии. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005, 36с.