ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Химический факультет
Кафедра органической химии
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
Проректор по учебной работе |
|
________________В.П. Гарькин |
|
«____»_______________ 2006 г. |
Химия природных соединений
(блок «Специальные дисциплины и дисциплины специализации»;
раздел «Вузовский компонент»; основная образовательная программа специальности
020101 Химия)
Самара
2006
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 020101 Химия, утвержденного 10.03.2000 г. (номер государственной регистрации 127 ЕН/СП).
Составители рабочей программы: зав. кафедрой, д.х.н., профессор П.П. Пурыгин,
к.х.н., доцент В.В. Вишняков
Рецензент: к.х.н., доцент З.П. Белоусова
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры органической химии
(протокол № 1 от « 31 » августа 2006 г.)
Заведующий кафедрой
²_01_² ___09________ 2006 г. _______________ П.П. Пурыгин
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
²__29² ____09_______ 2006 г. _______________ С.В. Курбатова
СОГЛАСОВАНО
Начальник
методического отдела
²_29_² ___09________ 2006 г. _______________ Н.В. Соловова
ОДОБРЕНО
Председатель
методической
комиссии факультета
²_28_² ___09________ 2006 г. _______________ И.В. Лобачева
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины:
· изучение химической структуры, химических превращений и биологических функций природных органических соединений, которые являются основными компонентами клеток живых организмов;
· формирование у студентов знаний и умений, позволяющих планировать синтезы различных классов природных соединений и прогнозировать их возможную биологическую активность.
Задачи дисциплины:
· раскрыть ключевую роль нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот в функционировании живой клетки;
· рассмотреть основные биологические функции нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
· рассмотреть основные экспериментальные и теоретические методы структурно-функционального анализа нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
· проанализировать основные принципы построения нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Иметь представление:
о структуре, физико-химических свойствах и биологических функциях нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
об основных экспериментальных и теоретических методах структурно-функционального анализа нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
о методах синтеза и биосинтеза нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот.
Знать:
основную терминологию и правила построения химических названий нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот по номенклатуре ИЮПАК;
физико-химические свойства и методы синтеза нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
принципы экспериментальных и теоретических методов структурно-функционального анализа нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот.
Уметь:
устанавливать взаимосвязь различных уровней структурной организации нуклеозидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот с их биохимическими и биологическими свойствами;
решать задачи по данной дисциплине.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Для усвоения курса «Химия природных соединений» необходимо знать основы теории строения органических соединений, номенклатуру ИЮПАК различных классов органических веществ, основы электронного и пространственного строения органических молекул, взаимосвязь структуры природных органических соединений с их строением, изомерию органических соединений, механизмы реакций в органической химии, основные классы органических соединений и их химические свойства.
Студент должен владеть основными методами органического синтеза, уметь планировать возможные пути синтеза целевых органических соединений, знать сферы применения различных классов органических соединений, а также знать вклад видных отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие современной органической химии.
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Понятия и методы, используемые в курсе «Химия природных соединений» будут применены в курсах: «Химия нуклеиновых кислот», «Основы биохимии» и «Биология с основами экологии», а также в лабораторных работах по курсу «Химия нуклеиновых кислот».
2. Содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Дневная форма обучения (7 семестр – экзамен)
Вид учебных занятий |
Количество часов |
7 семестр |
|
Всего часов аудиторных занятий |
70 |
Лекции |
44 |
Практические занятия (семинары) |
– |
Лабораторные занятия |
26 |
Всего часов самостоятельной работы |
30 |
Подготовка к экзамену |
30 |
Всего часов по дисциплине |
100 |
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Название раздела дисциплины |
Количество часов |
|
лекции |
лабораторные занятия |
||
|
Введение |
2 |
- |
1 |
Аминокислоты |
4 |
10 |
2 |
Пептиды и белки |
4 |
16 |
3 |
Структура нуклеозидов |
4 |
- |
4 |
Пуриновые и пиримидиновые нуклеозиды |
2 |
- |
5 |
Минорные нуклеозиды |
2 |
- |
6 |
Гетероциклические основания |
4 |
- |
7 |
Реакции нуклеозидов по |
2 |
- |
8 |
Реакции, в которых затрагиваются остатки гетероциклического основания и углеводный фрагмент |
2 |
- |
9 |
Влияние заместителей в углеводном фрагменте нуклеозидов на устойчивость N-гликозид-ных связей |
2 |
- |
10 |
Структура нуклеотидов |
4 |
- |
11 |
Нуклеозид-5¢-фосфаты |
4 |
- |
12 |
Нуклеозид-3¢- и 2¢-фосфаты. Нуклеозидцикло-фосфаты. Нуклеозид-3¢(2¢),5¢-дифосфаты |
4 |
- |
13 |
Свойства нуклеотидов |
4 |
- |
|
Итого: |
44 |
26 |
2.3. Лекционный курс
ВВЕДЕНИЕ
Биологическая значимость нуклеозидов, нуклеотидов и их производных. Их структура и свойства.
РАЗДЕЛ 1 Аминокислоты
Изомерия и номенклатура аминокислот. Кислотно-основные свойства. Реакционная способность.
РАЗДЕЛ 2 Пептиды и белки
Строение пептидов. Синтез пептидов. Анализ N- и C-концевых аминокислотных остатков. Пространственная структура белков. Простые и сложные белки. Белки и их главные биологические функции.
РАЗДЕЛ 3 Структура нуклеозидов
Пиримидиновые и пуриновые основания. Номенклатура. Сокращенные обозначения. Углеводные компоненты нуклеозидов. Характер связи углеводного остатка с гетероциклическим основанием.
РАЗДЕЛ 4 Пуриновые и пиримидиновые нуклеозиды
Размер оксидного кольца моносахарида. Номенклатура, сокращенные формулы нуклеозидов. Конфигурация гликозидного центра.
РАЗДЕЛ 5 Минорные нуклеозиды
Нуклеозиды с С-гликозидной связью. Псевдоуридин. Структура. Свойства.
РАЗДЕЛ 6 Гетероциклические основания
Общие представления. Таутомерия. Реакции с электрофильными и нуклеофильными реагентами. Реакции присоединения.
РАЗДЕЛ 7 Реакции нуклеозидов по экзоциклическим аминогруппам гетероциклических оснований
Реакции и углеводному фрагменту. Замещение атомов водорода в гидроксильных группах углеводного остатка. Окисление.
РАЗДЕЛ 8 Реакции, в которых затрагиваются остатки гетероциклического основания и углеводный фрагмент
Внутримолекулярное алкилирование нуклеозидов. Легкость образования циклонуклеозидов.
РАЗДЕЛ 9 Влияние заместителей в углеводном фрагменте нуклеозидов на устойчивость N-гликозидных связей
Механизм гидролиза N-гликозидных связей в пиримидиновых и пуриновых нуклеозидах. Свойства псевдоуридина.
РАЗДЕЛ 10 Структура нуклеотидов
Номенклатура, изомерия и сокращенные обозначения.
РАЗДЕЛ 11 Нуклеозид-5¢-фосфаты
Доказательство структуры. Синтез и свойства.
РАЗДЕЛ 12 Нуклеозид-3¢- и 2¢-фосфаты. Нуклеозидцикло-фосфаты. Нуклеозид-3¢(2¢),5¢-дифосфаты
Их выделение и установление структуры.
РАЗДЕЛ 13 Свойства нуклеотидов
Реакции по остаткам гетероциклических оснований и пентозы пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Общие замечания о структуре мономерных компонентов нуклеиновых кислот.
2.4. Практические (семинарские) занятия
Не предусмотрены
2.5. Лабораторный практикум
№ п/п |
Номер раздела |
Количество часов |
Тема лабораторных работ |
1 |
1 |
2 |
Бумажная хроматография |
2 |
1 |
8 |
Получение N-ацилированных аминокислот |
3 |
2 |
8 |
Синтез производных пептидов |
4 |
1 |
6 |
Синтез и выделение из природного сырья аминокислот |
5 |
1-2 |
2 |
Отчеты |
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы
Контрольные работы в разработке
3.2. Комплекты тестовых заданий
Имеются комплекты тестовых заданий
3.3. Самостоятельная работа
3.3.1. Поддержка самостоятельной работы (сборники тестов, задач, упражнений и др.)
1. Пурыгин П.П., Вишняков В.В. Химия аминокислот и пептидов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994, стр. 3 - 36.
2. Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. – М.: Просвещение, 1987, стр. 20 - 295.
3. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Химические основы жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. 84 с.
4. Вишняков В.В., Зайцев В.В., Потапова И.А., Пурыгин П.П. Основы стереохимии. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005, 36с.
3.3.2. Тематика рефератов
1. Твердофазный синтез пептидов
2. Синтез пептидов в растворе. Роль белков и пептидов в биологии
3. Современные представления об уровнях структурной организации белков
4. Пиримидиновые нуклеозиды, их структура и свойства
5. Пуриновые нуклеозиды, их структура и свойства
6. Нуклеозиды с С-С-гликозидной связью
7. Пиримидиновые и пуриновые нуклеотиды, их структура и свойства
8. Методы активации фосфатной группы нуклеотидов
9. N- ,O- , P-Защитные группы, используемые в синтезе олигонуклеотидов
10. Методы фосфорилирования гидроксильных групп в углеводном остатке нуклеозидов
3.4. Курсовая работа, её характеристика; примерная тематика
Курсовая работа по курсу не предусмотрена
Итоговый контроль в 7 семестре проводится в виде экзамена. Студент допускается к экзамену по результатам написания реферата, выполнения лабораторных работ и сдачи отчетов по данным работам.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ
1. Компьютерные обучающие мультимедиа-программы, созданные на базе инструментальной среды Hypermedia:
а. Аминокислоты. Пептиды. Белки
б. Углеводы
2. Операционная система семейства Windows (Windows 98SE/ME/2000/XP)
3. Программы Discovery Studio ViewerPro и RasMol (для визуализации молекулярных структур), HyperChem (для визуализации, квантово-химических и молекулярно-механических расчетов молекулярных структур), ConQuest (для извлечения структурной информации из Кембриджской базы данных по органическим соединениям).
4. Работа с ресурсами Internet (база данных Entrez-PubMed, база данных по структурам белков, нуклеиновых кислот, углеводов и их комплексов).
5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)
Круглый стол проводится после завершения лекционного курса, написания реферата и проведения лабораторных работ.
6. Материальное обеспечение дисциплины
Оборудование для выполнения лабораторных работ
1. Рефрактометр Аббе
2. Спектрофотометр СФ-46
3. Инфракрасный спектрометр ИКС-40
4. Роторный испаритель
5. Водоструйный и масляный насосы
6. Технохимические весы
7. Аналитические весы
8. Дистиллятор
9. Комплект специальной химической посуды
Для проведения лабораторных работ на современном уровне необходимо дополнительно приобрести:
1. Аминокислотный анализатор.
2. Синтезатор для получения пептидов.
3. Секвенатор для определения аминокислотной последовательности синтезированных пептидов.
4. Высокоэффективный жидкостный хроматограф для разделения и определения аминокислот после гидролиза пептидов.
5. Коллектор фракций.
7. Литература
7.1. Основная (одновременно изучают дисциплину 25 человек)
1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов. – 3-е изд., переб. и доп. – М.: Высш. шк. 1998, 2000. (Министерство общего и профессионального образования РФ, 120 экз.).
2. Органическая химия. Под ред. Тюкавкиной Н.А. М.: Дрофа, 2003, в 2-х кн.
3 Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. Ч. 1-4. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2005.
4. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. М., Мир, 2002.
5. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Химические основы жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 84 с.
6. Вишняков В.В., Зайцев В.В., Потапова И.А., Пурыгин П.П. Основы стереохимии. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005, 36с.
7.2. Дополнительная
1. Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.: Мир, 1987.
2. Терней А. Современная органическая химия. М.: Мир, 1981, т. 1-2.
3. Гауптман З., Грефе Ю., Ремане Х. Органическая химия. М.: Химия,
1979.
4. Моррисон Р., Бойд Р. Органическая химия. М.: Мир, 1974.
5. Мушкамбаров Н. Н., Кузнецов С.А. Молекулярная биология. М., ООО «Медицинское информационное агентство», 2003.
6. Шабарова З.А., Богданов А.А. Химия нуклеиновых кислот и их компонентов. М.: Химия, 1978.
7. Гринштейн Дж., Винниц М. Химия аминокислот и пептидов. М.: Мир, 1965.
8. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под.ред. Т.В. Плетеневой. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 512 с.
7.3. Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Белоусова З.П., Пурыгин П.П. Химические основы жизнедеятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 84 с.
2. Пурыгин П.П., Вишняков В.В. Химия аминокислот и пептидов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994.
3. Вишняков В.В., Зайцев В.В., Потапова И.А., Пурыгин П.П. Основы стереохимии. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005, 36с.