ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Химический факультет
Кафедра органической химии
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
Проректор по учебной работе |
|
________________В.П. Гарькин |
|
«____»_______________ 2006 г. |
Химическая технология
(блок «Общепрофессиональные дисциплины»; раздел «Федеральный компонент»;
основная образовательная программа специальности 020101 Химия)
Самара
2006
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 020101 Химия, утвержденного 10.03.2000 года (номер государственной регистрации 127 ЕН/СП) и типовой (примерной) программы дисциплины «Химическая технология», одобренной Советом по химии УМО по классическому университетскому образованию 29.10.2002 года
Составители рабочей программы: к.х.н., доцент В. П. Гарькин, к.х.н., доцент И. И Журавлева, к.х.н., доцент З. П. Белоусова
Рецензент: к.х.н., доцент В.П. Зайцев
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры органической химии
(протокол № 1 от « 31 » августа 2006 г.)
Заведующий кафедрой
²_01_² ___09________ 2006 г. _______________ П.П. Пурыгин
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
²__29² ____09_______ 2006 г. _______________ С.В. Курбатова
СОГЛАСОВАНО
Начальник
методического отдела
²_29_² ___09________ 2006 г. _______________ Н.В. Соловова
ОДОБРЕНО
Председатель
методической
комиссии факультета
²_28_² ___09________ 2006 г. _______________ И.В. Лобачева
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – изучение теоретических закономерностей основных процессов химической технологии, знакомство с теорией химических реакторов и общими принципами разработки химико-технологических процессов на основе системного подхода
Задачи дисциплины:
· раскрыть роль процессов переноса импульса, тепла и массы в решении проблемы интенсификации химико-технологических процессов
· рассмотреть основные примеры термодинамических расчетов химико-технологических процессов и использования законов химической кинетики при выборе технологического режима и моделировании этих процессов
· проанализировать общие принципы построения моделей процессов и аппаратов химической технологии, установить границы применимости этих моделей
· показать перспективность новой технологической идеологии, основанной на системном подходе, рассматривающем в единстве физико-химический, физико-математический, инженерно-технический, экономический, экологический и социальный аспекты организации производства
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины:
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Иметь представление:
· о многоуровневом и многокритериальном характере задач создания новых технологий
· о необходимости привлечения в процессе экспертизы технологических решений универсальных критериев, вытекающих из фундаментальных законов природы
Знать:
· базовую терминологию, относящуюся к основным процессам и аппаратам химической технологии
· основные понятия и законы гидродинамики, процессов тепло- и массообмена
· основные технологические критерии эффективности химико-технологического процесса и их математическое выражение
· структуру математической модели химического реактора и приемы ее упрощения
· основные положения математической теории эксперимента.
Уметь:
· работать со справочной литературой (таблицами, расчетными диаграммами и номограммами), предназначенной для решения инженерных задач
· производить расчет термодинамических и кинетических характеристик типовых процессов химической технологии
· решать задачи по расчету параметров технологического режима и определяющих размеров основных аппаратов химической технологии
· моделировать химико-технологические процессы с целью их расчета и оптимизации
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Курс химической технологии базируется на знании обучаемым основных положений физики (разделы – механика и молекулярная физика), неорганической, органической и физической химии, его владении навыками дифференциального и интегрального исчисления.
1.4. Связь с последующими дисциплинами:
Понятия и подходы, введенные в курсе химической технологии будут использоваться в курсах «Техногенные системы и экологический риск», «Высокомолекулярные соединения», при составлении отчетов по химико-технологической практике.
2. Содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Дневная форма обучения, 7-й семестр - зачет, 8-й семестр – экзамен
Вид учебных занятий |
Количество часов |
|
7 семестр |
8 семестр |
|
Всего часов аудиторных занятий |
50 |
70 |
Лекции |
20 |
20 |
Семинары |
16 |
20 |
Лабораторные занятия |
14 |
30 |
Всего часов самостоятельной работы |
50 |
50 |
Подготовка к отчетам по лабораторным работам |
20 |
20 |
Решение задач |
30 |
- |
Подготовка к экзамену |
- |
30 |
Всего часов по дисциплине |
100 |
120 |
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
||
1 |
Введение |
2 |
- |
2 |
2 |
Гидромеханические процессы |
8 |
4 |
6 |
3 |
Тепловые процессы |
6 |
4 |
- |
4 |
Массообменные процессы |
4 |
4 |
6 |
5 |
Химико-технологические процессы |
8 |
6 |
16 |
6 |
Химические реакторы |
8 |
4 |
- |
7 |
Моделирование и оптимизация |
4 |
6 |
14 |
8 |
Контрольные работы |
|
8 |
|
|
Итого: |
40 |
36 |
44 |
2.3. Лекционный курс
ВВЕДЕНИЕ
Состояние и тенденции развития химической промышленности, ее сырьевые и экологические проблемы. Области и направления приоритетных исследований в химии и химической технологии.
Технология механическая, химическая и биологическая. Основные процессы химической технологии. Методика расчетов процессов и аппаратов химической технологии.
ТЕМА 1. ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Основы гидравлики. Физические свойства жидкостей. Дифференциальные уравнения равновесия Эйлера. Основное уравнение гидростатики и его практическое значение.
Основные характеристики движения жидкости. Установившийся и неустановившийся потоки. Субстанциональная производная. Режим движения жидкости. Распределение скоростей и расход жидкости при установившемся ламинарном потоке. Уравнение неразрывности потока. Дифференциальные уравнения движения Эйлера. Уравнение Бернулли и его практическое значение. Дифференциальные уравнения движения Навье-Стокса.
Основы теории подобия. Условия и теоремы подобия. Метод анализа размерности. Гидродинамическое подобие. Подобное преобразование уравнений Навье-Стокса. Критерии гидродинамического подобия.
Гидравлические сопротивления в трубопроводах. Сопротивление трения. Местные сопротивления. Движение тел в вязких жидкостях. Сопротивление движению тел в вязких жидкостях. Осаждение частиц под действием силы тяжести. Движение жидкостей через неподвижные зернистые и пористые слои. Гидравлика кипящего (псевдоожиженного) зернистого слоя.
ТЕМА 2. ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Виды передачи тепла. Тепловые балансы. Передача тепла теплопроводностью. Закон Фурье. Дифференциальное уравнение теплопроводности. Уравнение теплопроводности плоской и цилиндрической стенки.
Конвективный теплообмен. Закон охлаждения Ньютона. Дифференциальное уравнение конвективного теплообмена Фурье-Кирхгофа. Критерии теплового подобия.
Теплопередача при постоянных температурах теплоносителя (плоская и цилиндрическая стенки). Теплопередача при переменных температурах теплоносителей. Уравнение теплопередачи (при прямотоке и противотоке теплоносителей). Выбор взаимного направления движения теплоносителей.
Тепловое излучение. Закон Стефана-Больцмана. Закон Кирхгофа. Теплообмен лучеиспусканием между телами. Совместная передача тепла конвекцией и лучеиспусканием.
ТЕМА 3. МАССООБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Виды процессов массопередачи. Способы выражения состава фаз. Фазовое равновесие. Материальный баланс процессов массопередачи. Рабочие линии. Молекулярная диффузия и конвективный перенос. Дифференциальное уравнение конвективной диффузии.
Механизм процессов массопереноса. Уравнение массоотдачи. Подобие процессов массообмена. Диффузионные критерии подобия. Уравнение массопередачи. Зависимость между коэффициентами массопередачи и массоотдачи. Средняя движущая сила процессов массопередачи и методы ее расчета.
ТЕМА 4. ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Понятие о химико-технологическом процессе. Классификация химико-технологических процессов. Стехиометрия химических реакций. Технологические критерии эффективности химико-технологического процесса.
Термодинамические расчеты химико-технологических процессов. Расчет равновесия по термодинамическим данным. Оценка энергетической эффективности химико-технологических процессов. Методы синергетики в химической технологии.
Использование законов химической кинетики при выборе технологического режима и моделировании технологических процессов. Формальная кинетика. Кинетические уравнения. Способы изменения скорости простых и сложных реакций.
Гетерогенные процессы. Макрокинетика. Диффузионное торможение. Гетерогенно-каталитические процессы.
ТЕМА 5. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТОРЫ
Уровни анализа, описания и расчета химических процессов, протекающих в химических реакторах. Структура математической модели химического реактора. Уравнение материального баланса реактора. Классификация химических реакторов и режимов их работы.
Химические реакторы с идеальной структурой потока в изотермическом режиме. Реактор идеального смешения (периодический и проточный). Реактор идеального вытеснения. Сравнение эффективности проточных реакторов идеального смешения и идеального вытеснения. Каскад реакторов идеального смешения.
Химические реакторы с неидеальной структурой потоков. Распределение времени пребывания в проточных реакторах.
Теплоперенос в химических реакторах. Уравнение теплового баланса реактора. Тепловые режимы химических реакторов: изотермический, адиабатический, промежуточный (политермический, политропический). Устойчивость теплового режима работы реактора. Параметрическая чувствительность. Оптимальный температурный режим и способы его осуществления.
ТЕМА. 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ
Моделирование и модели. Способы моделирования. Понятие системы. Математическое описание системы и подходы к его созданию. Формулирование задачи оптимизации и методы ее решения. Классификация химико-технологических процессов с точки зрения постановки задачи оптимизации. Экономические критерии оптимальности. Энерготехнологии.
Математическая теория эксперимента. Пассивный и активный эксперимент. Предварительная обработка опытных данных. Планирование эксперимента. Оптимальные планы первого порядка. Полный и дробный факторный эксперимент. Композиционные планы второго порядка. Экспериментальный поиск оптимума.
2.4. Практические (семинарские) занятия
№ п/п |
Номер темы |
Количество часов |
Тема практического занятия |
1 |
2 |
2 |
Ошибки вычислений. Физические свойства жидкостей |
2 |
2 |
2 |
Гидродинамическое подобие. Расчет гидравлического сопротивления сети трубопроводов |
3 |
3 |
2 |
Тепловые балансы. Передача тепла теплопроводностью. Теплопроводность плоской и цилиндрической стенки |
4 |
3 |
2 |
Тепловое подобие. Теплоотдача. Теплопередача |
5 |
3 |
2 |
Контрольная работа №1. Расчет теплообменника |
6 |
4 |
2 |
Способы выражения состава фаз. Фазовые диаграммы. Рабочие линии. Массоотдача. |
7 |
4 |
2 |
Уравнение массопередачи. Зависимость между коэффициентами массопередачи и массоотдачи. Средняя движущая сила процессов массопередачи и методы ее расчета |
8 |
4 |
2 |
Контрольная работа №2. Расчет основных размеров массообменных аппаратов |
9 |
5 |
2 |
Стехиометрия химических реакций
|
10 |
5 |
2 |
Расчет технологических критериев эффективности химико-технологического процесса |
11 |
5 |
2 |
Формальная кинетика. Кинетические уравнения. |
12 |
5 |
2 |
Контрольная №3. Материальные расчеты химико-технологических процессов |
13 |
6 |
2 |
Химические реакторы с идеальной структурой потока в изотермическом режиме. Сравнение эффективности проточных реакторов идеального смешения и идеального вытеснения. Каскад реакторов идеального смешения |
14 |
6 |
2 |
Тепловые режимы химических реакторов: изотермический, адиабатический, промежуточный (политермический, политропический). |
15 |
6 |
2 |
Контрольная работа №4. Расчет параметров оптимального температурного режима работы химического реактора |
16 |
7 |
2 |
Предварительная обработка опытных данных.
|
17 |
7 |
2 |
Планирование эксперимента. Оптимальные планы первого порядка |
18 |
7 |
2 |
Композиционные планы второго порядка. Экспериментальный поиск оптимума |
№ п/п |
Номер темы |
Количество часов |
Названия лабораторных работ |
1 |
1 |
2 |
Ошибки прямых и косвенных измерений
|
2 |
2 |
6 |
Изучение гидравлики псевдоожиженного слоя
|
3 |
4 |
6 |
Ректификация смеси н-гептан – толуол
|
4 |
5 |
16 |
Карбонизация аммиачно-солевого раствора (2 занятия) |
5 |
5, 7 |
14 |
Этерификация стеариновой (пальмитиновой) кислоты этиленгликолем (2 занятия) |
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы
Тематика контрольных работ |
Сроки проведения
|
Темы дисциплины |
Гидромеханические процессы. Тепловые процессы |
5-е практическое занятие, 8-я лекция |
2, 3 |
Массообменные процессы |
8-е практическое занятие, 10-я лекция |
4 |
Химико-технологические процессы |
12-е практическое занятие, 14-я лекция |
5 |
Химические реакторы |
15-е практическое занятие, 18-я лекция |
6 |
3.2. Контроль знаний с использованием тестовых заданий
Тематика тестовых заданий |
Сроки проведения
|
Темы дисциплины |
Производство соды |
4-е лабораторное занятие, 12-я лекция |
5 |
Моделирование, оптимизация, планирование эксперимента |
6-е лабораторное занятие, 20-я лекция |
7 |
3.3. Самостоятельная работа
3.3.1. Поддержка самостоятельной работы
1. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии. Л.: Химия, 2004.
2. Смирнов Н.Н., Волжинский А.И. Химические реакторы в примерах и задачах. Л.: Химия, 1986.
3. Гарькин В.П. Методические указания к решению задач по теме "Химические реакторы". Самара: Универс-групп, 2005.
4. Гарькин В.П. Планирование эксперимента. Самара: Универс-групп, 2005. (Задания для самостоятельной работы).
5. Белоусова З.П., Гарькин В.П. Химическая технология: методические указания к лабораторным работам. Самара: Универс-групп, 2005.
3.3.2. Тематика рефератов
Написание рефератов не предусмотрено.
3.4. Курсовая работа, её характеристика; примерная тематика
Курсовая работа не предусмотрена.
3.5. Вид и содержание аттестации по курсу
Аттестация по курсу проводится в виде зачета в 7 семестре и в виде экзамена в в 8 семестре. Зачет ставится на основании результата отчёта по лабораторным работам, а также положительных результатов выполнения контрольных работ №1 и №2. Допуск к экзамену осуществляется на основании результата отчёта по лабораторным работам, выполняемым в 8 семестре. Экзаменационная оценка ставится на основании письменного и устного ответов по экзаменационному билету, содержащему расчетные задания по темам 5, 6 и 7. Положительные результаты выполнения контрольных работ №3 и №4 по желанию студента учитываются при выставлении экзаменационной оценки.
4.Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ
· Компьютерный класс, используемый при проведении тестирования знаний студентов перед выполнением лабораторных работ 8 семестра
· «REKT» - программа-симулятор процесса периодической ректификации бинарной смеси н-гептан - толуол (автор Гарькин В.П., Quick Basic Compiler 4.5)
· «SODA» - программа, содержащая тестирующий и расчетный модули (автор Гарькин В.П., Quick Basic Compiler 4.5)
· «MODEL» - программа, содержащая тестирующий и расчетный модули (автор Гарькин В.П., Quick Basic Compiler 4.5)
5. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)
· Выполнение лабораторных работ с элементами исследования.
· Решение задач исследовательского характера на практических занятиях.
6. Материальное обеспечение дисциплины
Оборудование для выполнения лабораторных работ:
· лабораторная установка для изучения гидравлики псевдоожиженного слоя;
· лабораторная установка для периодической ректификации бинарной смеси;
· рефрактометр ИРФ-454Б2М;
· лабораторная установка для проведения карбонизации аммиачно-солевого раствора;
· баллон со сжиженным углекислым газом;
· титриметрическая установка Т-108;
· электронные весы CAS MW 150T;
· аналитические весы ВЛР-200г-М;
· лабораторный реактор (смешения, периодический, изотермический).
7. Литература
7.1. Основная (одновременно изучают дисциплину 100 человек).
1. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М.: Химия, 2004. (73 экземпляра 2004 года издания, 15 экземпляров 1973 года издания)
2. Кутепов А.М., Бондарева Т.И., Беренгартен М.Г. Общая химическая технология. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. (гриф Минобразования; 125 экземпляров)
7.2. Дополнительная
1. Закгейм А.Ю. и др. Введение в моделирование химико-технологических процессов. М.: Химия, 1982.
2. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии. Л.: Химия, 2004.
3. Смирнов Н.Н., Волжинский А.И. Химические реакторы в примерах и задачах. Л.: Химия, 1986.
7.3. Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Гарькин В.П. Методические указания к решению задач по теме "Химические реакторы". Самара: Универс-групп, 2005.
2. Гарькин В.П. Планирование эксперимента. Самара: Универс-групп, 2005. (Задания для самостоятельной работы).
3. Белоусова З.П., Гарькин В.П. Химическая технология: методические указания к лабораторным работам. Самара: Универс-групп, 2005.